вторник, 5 августа 2014 г.

Jane Eyre.

Сижу на траве в своих хипстерских джинсах и читаю "Джейн Эйр".
Кажется, я опоздала со всем этим лет на шесть.

Почему я до сих пор читаю и люблю подобные викторианские романы? Меня определенно никогда не могла заинтересовать идея любви, запертой в клетку "гордости и предубеждений", бесконечные страдания из-за недомолвок, мучение мезальянса и т.п. Меня вдохновляет образ женщины - стремящейся к независимости и саморазвитию, сильной характером, держащейся своих твердых принципов, равной мужчине по интеллекту. Этот образ личности, борющейся за своё право быть именно личностью, с о своими мыслями и чувствами, желаниями и стремлениями, уже, конечно, практически не актуален в наше время, и всё же он вдохновляет, напоминая прибрежные скалы, готовые выдержать самый мощный натиск волн.
Не могу здесь не упомянуть ещё одной темы (которой, впрочем, не хочу сейчас подробно касаться), которая вызывает у меня живой интерес: религиозность. Для Джейн Эйр это означало безропотное принятие своей судьбы, полное подчинение воле Божьей и его законам. Её вера придавала ей стойкость, помогала противиться собственным желаниям, выдерживать все трудности и лишения, выпавшие на её долю. Религиозность, по моему скромному мнению, заставила её навернуть добротный круг вокруг собственного счастья, хотя в конце концов всё закончилось как подобает христианскому счастливому концу. В этом плане меня больше привлекает атеизм и реалистичный взгляд на вещи Скарлетт О'Хара.
Будучи неконченным культурологом, обращаешь внимание, конечно, и на детальные описания эпохи: от мебели до эталонов красоты, от пренебрежения к французской культуре (она обвинялась в чрезмерной распущенности и привитии дурного вкуса) до манеры выражать собственные мысли. Иногда замечаешь, что скорее исследуешь роман, пытаешься выделить в нём закономерности и отклонения, культурные и литературные особенности, чем наслаждаешься прелестью разворачивающегося в твоей голове представления. Наверное, это называется "синдром критика". Например, мне бросился в глаза литературный прием, который я встретила впервые (либо раньше не обращала внимание на подобное). Так как роман ведется от лица главной героини, мысли и переживания других персонажей выражаются в их монологах, в которых они говорят о героине как бы в третьем лице.

Заключение :D
Меня, как человека, принадлежащего эпохе минимализма, утомили подробные описания интерьеров и природных ландшафтов, хотя вторые, несомненно, имели свою весомую роль: они оттеняли настроение главного героя, позволяя глубже проникнуться его индивидуальностью. И всё же я смею предположить, что современной литературе по большей части чужды описания солнечных переливов, она минималистична в описании внешней среды, она направляет свой взгляд на внутренние мысли и переживания героев, либо же на действие.
Вот как это - трепещущие звёзды?

2 комментария:

  1. писала писала коммент, а комп слетел...
    Мысль была о том что не пробирают меня пейзажи.
    Э-эх

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как и меня. Описание пейзажей, мебели, одежды и всего прочего в литературе несомненно имеет важное историческое значение, позволяет проникнуться эпохой, настроением и прочим, но меня это всё отвлекает от главной философской идеи произведения, от его морали, от мыслей и представлений.

      Удалить