понедельник, 24 декабря 2012 г.

Homo Faber. Max Frisch.


Давно собиралась опубликовать, даже местами перечитывала, чтобы вспомнить, что я тогда хотела сказать этими цитатами. Но, наверное, мои взгляды лихо ускакали куда-то вдаль. Чем больше я очаровываюсь рациональным мышлением, превращением "рациональности" в образ жизни, тем больше натыкаюсь на литературу, это мышление отвергающую. Обычно отвергают либо совершенно нелепые вещи, либо гениальные, которые тоже могут выглядеть как нелепые, однако лишь для тех, кто никогда не заглядывает за угол. В настоящий момент я нахожусь в подвешенном состоянии: ищу гармонию между логичным-рациональным и чувственным-эмоциональным. Ощущаю себя химиком, который экспериментирует, пытаясь определить идеальную пропорцию этих двух компонентов человеческого мировосприятия. Так захватывающе.

***

Чувства, по моему определению, суть не что иное, как признаки усталости, - во всяком случае у меня. Бывают минуты слабости. И сколько тогда ни пиши писем, чтобы не чувствовать себя одиноким, все равно не поможет. Ничего этим не изменишь; все равно потом опять слышишь только свои собственные шаги в пустой квартире. И что еще хуже, чей-то голос по радио расхваливает патентованный собачий корм или сухие дрожжи - какая разница! - а потом желает спокойного сна и умолкает, а времени всего два часа ночи. И тогда выручает джин - хотя, вообще-то говоря, джин я не люблю - и с улицы доносятся голоса, гудки машин, лязганье подземной дороги или гул самолета, что в конце концов безразлично. Случается, что я засыпаю в кресле с газетой на коленях, уронив на ковер потухшую сигарету. Я пытаюсь взять себя в руки. Зачем?
Какая-то ночная станция передает симфонический концерт, я выключаю приемник. Что делать дальше? Я стою со стаканом, наполненным джином, которого я не люблю, и пью; я стою, чтобы не слушать звука шагов в квартире - моих собственных шагов. Все это ничуть не трагично, просто как-то тягостно, ведь сам себе не скажешь спокойной ночи...

Две нижеприведенных цитаты вложены в уста женских персонажей. Первая пробудила во мне ту львиную долю моей сущности, которая феминистская, вторая - ту, которая ничего не смыслит в компьютерах. Сложив все известные мне доли моей сущности, я нахожу, что я типичная женщина. А как бы мне хотелось руководить страной или конструировать истребители.


***

Мужчина считает себя властелином мира, а женщину - своим зеркалом. Властелин не обязан изучать язык тех, кого поработил, а женщина вынуждена знать язык своего господина, но от этого ей мало проку, ибо она осваивает язык, на котором всегда оказывается неправой. До тех пор, пока Бог представляется в образе мужчины, а не супружеской пары, жизнь женщины будет такой, какой она есть теперь, а именно жалкой жизнью, ибо женщина - пролетарий творения, сколь бы ни был прекрасен её облик.

***

Техника - это уловка, хитрость, с помощью которой хотят так перестроить мир, чтобы там не было места чувству. Мания технократов - свести всё в мироздании к полезной деятельности, как бы заставить мир служить самому себе, потому что они не в силах противостоять ему как партнеры, бессильны его охватить. Техника - это хитрая попытка преодолеть сопротивление мира, сделать его путём изменения темпа жизни более плоским, стереотипным, чтобы убить жизнь духа.

Что касается книги... Внутренности не оправдали для меня громкого названия. Но мне пришлись по душе стиль повествования и фабула.

Эта книга проронила во мне зерно интереса к видео. Возможно, когда-нибудь я преодолею криворукость и смонтирую документальный фильм о мире сквозь призму моего к нему отношения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий