четверг, 4 сентября 2014 г.

Hamburg.


В книжном ларьке гамбургского музея изобразительного искусства я наткнулась на милейший дневник-ежедневник, рассчитанный на три года. Макулатура, конечно, как всегда, но мне показалась забавной идея проснуться какого-то дня какого-то месяца и посмотреть, что я делала в этот же день год назад. Ибо большинство дней в нашей жизни сливаются в памяти в один безымянный архив смутных очертаний. А вдруг четвертого сентября прошлого года небо было таким отчаянно синим, что хотелось содрать с него все облака и захлебнуться синевой небесного океана? А вдруг мне кто-то очень приветливо и тепло улыбнулся, и я об этом больше никогда не вспомню? Разве это не менее важное воспоминание, чем те, которые мы бережно храним в памяти и по которым составляем периодизацию собственной жизни?
Я это всё к тому, что мне страшно даже начинать писать этот пост: так много хочется сказать, и всё же я более чем уверена, что к концу поста упущу или забуду больше половины. Когда мне приходится использовать слова как описательное средство, меня всегда преследует ощущение, что я что-то важное упускаю меж этих цифровых строк.

В общем, давайте я всё выложу как гражданин материалистической эпохи, впущу если не в голову, то в смету. Итак, с самого начала.
А началось всё с того, что я невротик. Меня тошнит от мысли, что мне придётся выбирать туалетную бумагу (её выбор даже больше, чем печенья), искать работу или новое жилье. Бытие выворачивает мою психику наизнанку и щекочет пёрышком по оголённым нервам моей души. Собственно, от поиска работы и нового жилья я и сбежала в Гамбург, как любой взрослый человек.
Сбежала попутчиком на Blablacar, европейском сервисе для поиска попутчиков или машины, которая бы доставила вас до места назначения. Поездка туда и обратно обошлась мне в 40 евро, длилась четыре часа в каждую сторону. В принципе, я не могу сказать, что это дорого. По сравнению с ценами на поезд - вообще дешевка. А автобусы стоят не многим дешевле, зато едут дольше. Да и что тут сравнивать...
Это был мой первый опыт, ехала я туда и обратно с разными водителями, но оба были очень дружелюбными, и поездка в целом была очень комфортной. На пути туда я познакомилась с испано-немецкой переводчицей, которая мне немного рассказала о своём жизненном пути, и с которой у меня состоялся весьма приятный разговор о немецкой философии. Она пригласила меня к себе в гости в Мадрид. На обратном пути я познакомилась со студентом медицинской техники, с которым у меня состоялся спор убежденного атеиста с убежденным мусульманином, а водитель, испытывающий симпатию к русской культуре и русским, подарил мне банку мармеладного джема (!). Кстати, я всё ещё удивляюсь, когда встречаю людей, которые интересуются Россией, хотят выучить язык и побольше узнать о культуре. Я так привыкла быть не лучшего мнения о нынешней ситуации в своей стране, что для меня подобное внимание всегда шок.
В Гамбурге я жила не в центре, ибо город довольно дорогой, а в хостеле в тихом районе Eidelstedt. Это был, опять же, мой первый опыт пребывания в хостеле, и было, конечно, немного страшно. Но напрасно. Хостел весь новый, всё суперсовременное, чистое, ухоженное, и даже с ватными палочками. Я жила в номере с шестью кроватями, и это на самом деле не так страшно, как звучит. За четыре дня было пять человек, которые просто переночевали и утром снова исчезли. Так что преимущественно мы были втроём. Я и два замечательных парня. Один - очаровательный австралиец Мэйсон, которого уволили с работы, и теперь он путешествует по всей Европе, тратя заработанные деньги. Другой - урожденный американец Седрик, выросший во Франции, закончивший университет в Англии и работающий иллюстратором для компьютерных игр. С первым мы сошлись в любви к Игре Престолов (он читал книгу), со вторым в любви к Докинзу и современной науке. Мы все говорили на английском, но с нашим соседом по этажу из Франции Сердик говорил на французском, и я впервые в жизни всерьез осознала, насколько красив этот язык. Мы гуляли, шутили над немецким языком, вечерами пели песни, рассказывали истории из жизни, у нас даже появились свои шутки и подколы. Такое - настоящая редкость. С такими людьми всегда очень жаль расставаться, куда больше, чем с самим местом.
За ночь в хостеле я платила 20 евро. От хостела до центра 15 минут езды на электричке, которая стоила 3 евро, что очень дорого по российским представлениям о ценах на общественный транспорт, и очень даже щедро со стороны Deutsche Bahn по европейским меркам.
Теперь что касается достопримечательностей. Я не особый любитель культур-мультурных программ, я только помечаю себе районы или места, которые мне нужно посетить, но внутрь всяких заведений вроде церквей и музеев я захожу крайне редко. Единственный музей, который был для меня действительным мастхэвом, это тот самый Kunsthalle, с которого начался этот уже затянувшийся пост. Там представлены разные стили и коллекции, каждый зал представляет собой совершенно новую концепцию, никак не связанную с предыдущими.
В остальном я просто гуляла по огромному парку с японским садом, вокруг озера, вдоль каналов (многие из которых стоят без воды, обнажая прохожим свой коричнево-серый ил), прошлась по всем мостам (которых, если верить Мэйсону, в Гамбурге больше, чем в Венеции), посмотрела старый город, не нашла там ничего особенно интересного и двинула в сторону порта. Порт - это зрелище, конечно, впечатляющее. Тучное небо, куча небольших лодок и несколько гигантских кораблей, индустриальный пейзаж доков, складов и кранов с другого, промышленного берега Эльбы. Потом прошлась под рекой по пешеходному тоннелю. Тоже забавное развлечение, хотя и короткое. И в последний день я расправилась с самым лакомым кусочком Гамбурга - Hafencity. Это современный район дорогих новостроек, с деревянными прогулочными набережными и огромными бетонными площадками. Там, и вообще в Гамбурге, всё такое величественное в своей огромности. Там очень много пространства, как водного, так и воздушного. Никаких узких европейских улочек, только грандиозный размах градостроителей. В этом огромном городе у каждого есть возможность сохранить нетронутым своё личное пространство, остаться наедине с самим собой, сесть на одну из бесконечных лавочек, плавно перетекающих в ступеньки лестниц, и дать своим мыслям развернуться на этом просторе. И, конечно, обилие воды - вода повсюду - создают ощущение пространства.
Мне очень нравится близость такого обилия водоёмов. Ещё одна интересная особенность Гамбурга, создающая особое настроение динамики, это разрушенные до основания здания и стройки повсюду. Везде всё гремит и клокочет, и ты слышишь эти звуки сквозь музыку в плеере, и всё это наполняет какой-то энергией, и ты шагаешь, гордо вглядываясь вверх, в фасады старинных домов, единственное, что от них осталось. Ты шагаешь, и то и дело спускаешься или поднимаешься по многочисленным лестницам, мостам, переходам, что создаёт впечатление многоуровневости, некой сложной городской системы. Все скамейки встроены в ступеньки, и все жители и туристы обедают на ступеньках, отдыхают, читают, курят и ждут.
Спасибо Гамбургу за это потрясающее маленькое путешествие, этот город всех оттенков серого отвоевал своё место в моём сердце.












5 комментариев:

  1. Потрясающий рассказ. Чувствуешь что заочно проникся глубокой симпатией к замечательно описанному городу.
    Ты чудо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ^_^
      Может, с тобой когда-нибудь вместе съездим. Здесь не очень далеко.

      Удалить
  2. О да!
    Ты определённая лучшая находка в интернетах за этот год.

    ОтветитьУдалить