среда, 10 сентября 2014 г.

Mittel zum Zweck.

Слова - это сосуды, наполненные переполняющими их переживаниями. Слова лишь указывают на некое переживание, но сами не являются переживанием. В тот момент, когда с помощью мыслей и слов я выражаю то, что я испытываю, само переживание уже исчезает: оно иссушается, омертвляется - от него остается одна лишь мысль. Следовательно, бытие невозможно описать словами, и приобщиться к нему можно, только разделив мой опыт. В структуре обладания правят мёртвые слова, в структуре бытия - живой невыразимый опыт (а также, разумеется, мышление, живое и продуктивное).
Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это предложил мне Макс Хунзигер: синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан "синим" именно потому, что он не задерживает синие волны, то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает.
Лишь по мере того, как мы начинаем отказываться от обладания, то есть небытия, а значит, перестаём связывать свою безопасность и чувство идентичности с тем, что мы имеем, и держаться за своё "я" и свою собственность, может возникнуть новый способ существования - бытие. "Быть" - значит отказаться от своего эгоцентризма и себялюбия, или, пользуясь выражением мистиков, стать "незаполненным" и "нищим".
Однако большинство людей считают, что отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно; любая попытка сделать это вызывает у них сильное беспокойство, будто они лишились всего, что давало им ощущение безопасности, будто их, не умеющих плавать, бросили в пучину волн. Им невдомёк, что, отбросив костыль, которым служит для них их собственность, они начнут полагаться на свои собственные силы и ходить на собственных ногах. То, что их удерживает, - это иллюзия, будто они не могут ходить самостоятельно, будто они рухнут, если не будут опираться на вещи, которыми они обладают.

(с) "Иметь или быть" Эриха Фромма

Я собираюсь (в кто знает каком далёком будущем) написать обширный, изобилующий цитатами пост-обзор о всех работах Фромма, которые я прочитала, но некоторые куски его произведений мне хочется запостить как отдельную мысль. Вообще, наверное, стоит извиниться за такое количество чужого контента в моём блоге, просто я рассматриваю его (блог) не только и не столько как дневник о моей жизни и моих мыслях, скорее я хочу превратить его в собрание всего духовного материала, когда-либо оказавшего влияние на моё становление как личности, будь то поэзия, проза, буддийская мудрость или что угодно другое.
Я бы и не подумала прояснять это, если бы на днях у меня с моим горе-другом не состоялся следующий диалог:
- Ты что, крадёшь чужие стихи и выдаешь их за свои?
- Нет, я ведь всегда подписываю внизу имя автора.
- Но ты публикуешь их в своем блоге, то есть ты их крадёшь? Зачем постить то, что не придумал сам?
Ещё я часто слышу, что у меня нет собственных мыслей, я только и могу, что выдавать мысли умных людей за свои. Я и не утверждала, что я гений, одарённый особой чувствительностью к бытию, и если мои мысли совпадают с мыслями другого человека, который смог их удачнее выразить, то почему бы мне не использовать его слова?
В общем, я буду просто дальше делать то, что считаю должным.

1 комментарий: