вторник, 30 сентября 2014 г.

The new era of positive psychology.

Позитивное уравновешивается негативным. Мой телефон украли до того, как я дочитала "Иметь или быть" Фромма, зато в старом телефоне обнаружилась "Новая позитивная психология", которую я на днях до конца оцифровала в свой архив мудрости.
Книга, собственно, о новом взгляде на психологию - не только как на науку о психических расстройствах и отклонениях, но также и о счастье и способах его достижения, о смысле жизни, о воспитании позитивного мышления, о развитии и реализации собственных качеств. Меня очень поразила его концепция "воспитанной беспомощности", ибо я сама пришла однажды давно к сходному выводу, наблюдая за населением своей страны, хотя моя гипотеза лежала в совершенно иной плоскости. У меня в процессе более близкого знакомства с теорией эволюции то и дело возникала мысль о том, что в русском народе заложена некая изначальная безысходность, жертвенная подчиненность судьбы внешним обстоятельствам, так что я для себя потихоньку решила, что в русском человеке заложен "ген обречённости". Что-то в этом есть. Ну да.
В общем, возвращаясь к теме: автор долгое время работал с пациентами, выслушивая их (как я могу предположить) схожие жалобы о депрессиях, о том, какими несчастными они себя чувствуют, несмотря на материальное благополучие, и решил раз и навсегда с этим покончить, основав целое направление, ищущее западновидную панацею от всех депрессий. Я вкладываю в слово "западный" этот самый негативный оттенок, потому что придерживаюсь мнения, что современная психология избрала неверный (или, по крайней мере, весьма ограниченный) путь, признав лечение путём общения с психологом традиционным западным методом, отвергнув при этом многие другие аспекты. Например, тот факт, что многие психические проблемы происходят из того, что люди забывают о своей природе, из несоответствия условий, для которых мы были предназначены эволюционно, тем, в которых мы живём. Это часто проблема такая же телесная, как и психическая, и решаться должна соответствующими методами. В этом плане я считаю медитацию и все прочие восточные средства куда более продвинутыми и успешными на этом рынке душевного здоровья.

Однако мне, как человеку европейского образа мышления, необходимы стройные теории и основанные на подборке фактов объяснения. И в этом плане, я считаю, книга сдувает пыль со многих давно и надёжно забытых простых истин, которые полезно применять к себе каждый раз, как захочется поныть.
Одним из центральных тезисов является развитие в себе оптимизма путём критического анализа пессимистических мыслей. Внимание! Я очень трепетно отношусь к критическому анализу, поэтому не надо его, пожалуйста, путать с внушением "позитивных установок": это средство для тех, кто непременно нуждается в вере. Для людей аналитического (чтобы не назвать его критическим) склада ума необходимы доказательства, реальные факты.
Я, если признаться, тихий фанат критического анализа. Он как наркотик: под его воздействием с привычных социальных явлений (самое простое - предубеждения, национализм, ревность, тяга к обладанию, жалость к себе и прочее до бесконечности) спадает вся шелуха. Несравненное чувство адекватности и осознания истинных причин человеческого поведения.
На самом деле, мне и самой не чуждо состояние "скольжения вниз по нисходящей спирали", когда всё начинается с предчувствия негативных впечатлений, которое вгоняет в ступор и лишает способности действовать; это ощущение, как лёгкий подземный толчок, вызывает собой лавину негативных эмоций и переживаний, которые, цепляясь одно за другое, тянут на дно. Но, в отличие от снежной лавины, этот процесс можно остановить, приучаясь с помощью критического подхода к собственным мыслям выискивать этот момент ступора и заставлять себя "взбираться вверх по восходящей спирали". Короче, мыслить позитивно.

А это для меня.
Дефиниция удовольствия и удовлетворения. Удовольствие - это непродолжительное ощущение счастья, которое заканчивается в момент исчезновения внешнего стимулятора и растворяется в повседневности, почти не оставляя следа. Со временем оно вызывает привыкание и требует всё более мощных стимуляций. Удовольствия опасны ещё и тем, что их получение часто не требует особых усилий. Достоинства и выдающиеся качества остаются при этом незадействованными, что приводит к увяданию личности, и, как следствие, депрессии. Ибо, как утверждал мой преподаватель по социоинформатике, стремление к самореализации - одна из основных человеческих потребностей. 
Удовлетворение же характеризуется наличием ясной цели, сосредоточенностью и погруженностью в деятельность, во время выполнения которой исчезает восприятие себя и времени, наступает полное отсутствие эмоций, самозабвение". Селигман называет это состояние "состоянием потока", и оно мне очень хорошо знакомо. Это то самое чувство, которое помогло мне определиться с моим индивидуальным предназначением, с целью в жизни и тем, чем я хочу в ней заниматься.


Заключение.
Я бы исключила из книги (практически любой американской) треть малоинформативного текста, как и Вы, возможно, запретили бы мой блог за графоманию, но, к счастью и облегчению для всех нас, автор решает. Тем не менее, там много всего интересного написано, так что я не пожалела, что прочитала. Лично меня больше всего затягивали рассказы автора о том, как он и его жена воспитывают собственных детей, и вообще о приложении позитивной психологии к педагогике, ибо эту область знания я считаю одной из самых (чрезвычайно) важных в гуманитарной сфере.

P.S. Опять у меня никаких оттенков серого. Чем больше в моей жизни публицистики, тем меньше в ней места ванили. Я превращаюсь в настоящего бесчувственного ученого.

2 комментария:

  1. "Новая позитивная психология" - автор Фромм?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неть, Селигман, президент американской ассоциации психологов.

      Удалить