понедельник, 30 декабря 2013 г.

Gut gegen Nordwind.

Я не помню, когда в последний раз занимала себя подобного рода книгами. Теперь я ещё пытаюсь вспомнить, занимала ли я себя когда-либо подобного рода книгами.

Я вообще-то не очень люблю разжевывать стилистическую составляющую литературных произведений, то бишь, форму. Это, безусловно, важно, это влияет на восприятие, на впечатления, на послевкусие, но, наверное, анализировать исполнение у меня получается ещё хреновее, чем анализировать содержание. Кажется, это второе в моей жизни произведение в эпистолярном жанре после "Мартовских ид" Торнтона Уайлдера, и, несмотря на принадлежность одному жанру, сравнивать эти произведения я никак не решусь.
В этой книге - вся суть емэйл-переписки. Это уже не полноценные письма, и вроде бы ещё не смс-ки в WhatsApp (из которых, однако, время от времени тоже возникает желание составить книгу). Мне не хватало в этой книге глубины, откровенности, вдумчивости, меня не покидало чувство, что герои непрестанно обсуждают нечто пустое, несуществующее, хоть мне и пришлась по душе иронично-забавная манера, в которую это было облечено.
Что меня слегка огорчило, так это то, что эта книга такая по-человечески человеческая. Черта, присущая многим книгам, черта, которая меня во всех подобных книгах нервирует. Эта выпяченная человеческая незавершенность, угловатость, неогранённость - как угодно. Это слишком жизненно, не драматично, а скорее жалко, не литературно, не патетично, не эстетично, никак. Этот страх открыться друг другу, быть откровенным и открытым, как океан: они боятся потерять друг друга, разочаровав своей несовершенностью, и теряют друг друга, потому что эта патологическая боязнь не позволила им друг друга узнать. Мы боимся сделать шаг навстречу, и однажды внезапно понимаем, что всё пропустили. Потенциальные эмоции, чувства и впечатления, которые так и остались невоплощёнными.
Но эта книга напомнила мне о том, что вся наша жизнь наполнена лёгкой иронией, что все мы немного смешные и забавные со своими странностями. Она, возможно, вернула мне способность реагировать, помогла осознать, что я стала воспринимать людей и свои отношения с ними непосредственно, то есть: не анализируя, не складывая мнения, не осуждая и не высмеивая, не восхищаясь и не разочаровываясь, никак. И тут ко мне стало возвращаться моё природное (как я думала) шутливо-ироничное отношение к человечности в себе и в других. Может быть, даже немного саркастичное. Может быть, даже не немного.
В общем, в каком-то плане это не особо выдающееся произведение, но оно оставило после себя ощущение лёгкости, что-то поменяло и что-то привнесло (в том числе, практику чтения немецких текстов). Скажем, я не помню, чтобы во мне хоть что-то осталось после "Над пропастью во ржи", хотя, говорят, выдающееся произведение.
Что меня очень вдохновило, это "влюбленность в буквы" - когда нет никакой внешности, никакой плоти, никакого тела, ограниченного в пространстве и времени, только чистый разум и чистая личность. "Писать - это как целовать, только без губ. Писать - это как целовать, только умом" (цитата приблизительная). Я действительно нахожу это настоящей любовью. Чистой влюбленностью в личность, свободной от болезненного обладания. И я действительно высокого мнения о возможностях написанного. О возможностях книг, писем и просто написанных букв выражать эмоции, чувства и мысли. Наверное, потому что это искусство самовыражения дается мне лучше всех остальных (включая мимику и словесное изъяснение).
Что меня немного удивило, так это отсутствие какой-либо философской составляющей. Никаких абстрактных размышлений, никакой жизненной философии, никакой задумчивости. Вся книга целиком состоит из эмоций и беспредметной словесной конфронтации. Но эмоции прописаны чётко, они понятны, их можно разделить, их можно прочувствовать, ибо многие произведения вызывают чаще всего смущение и недопонимание расплывчатостью и неясностью описанных эмоций. И всё же на одних эмоциях книгу не вывести. Что-то должно неявно просвечивать за словами, какая-то "внутренность".
Что меня восхитило, так это концовка. Она именно такая, какой должна была быть. Хорошая концовка многого стоит.

P.S. Из меня действительно хреновый литературный критик. Хотя это, в общем-то, никакая и не рецензия.

P.P.S. Иначе и не скажешь, "выместила на своём блоге нечленораздельный поток впечатлений". Мой предыдущий литературный отзыв был почти год назад. Неужели я целый год ничего не читала?..

2 комментария:

  1. Ответы
    1. Названия у меня обычно в заглавии стоят. "Gut gegen Nordwind" или "Лучшее средство против северного ветра".

      Удалить