пятница, 11 января 2013 г.

Jose Ortega y Gasset "The Revolt of the Masses".

Чистый конспект без претензии на что-либо. Минимум интерпретации.

<3 Вся власть перешла к массам.
Так как массы, по определению, созданы для того, чтобы их вели, они не должны и не могут управлять даже собственной судьбой, не говоря уж о целом обществе.
Общественная власть находится в руках представителей массы, которые настолько сильны, что подавляют всякую оппозицию. Их власть исключительна, трудно найти в истории пример такого всемогущества. И тем не менее, правительство живет со дня на день. Оно не говорит ясно о будущем, и, судя по его действиям, это не начало новой эпохи, нового развития и эволюции. Короче, оно живет без жизненной программы, без плана. Оно не знает, куда идет, ибо, строго говоря, без намеченной цели и предначертанного пути оно вообще никуда не идет.
Массы существовали всегда, но оставались незаметными, занимая задний план социальной сцены.  Теперь они появились, расположившись в местах, ранее доступных только избранным, меньшинству.
Всякое общество - это динамическое единство двух факторов: меньшинств и массы. Меньшинства - это личности или группы личностей особого, специального достоинства. Масса - это средний, заурядный человек. Таким образом, то, что раньше воспринималось как количество, теперь предстает перед нами как качество; оно становится общим социальным признаком человека без индивидуальности, ничем не отличающегося от других, безличного "общего типа".
В тех группах, которые нельзя назвать массой, сплоченность членов основана на таких вкусах, идеях, идеалах, которые исключают массовое распространение. Для образования любого меньшинства необходимо, прежде всего, чтобы члены его отталкивались от большинства по особым, хоть относительно личным мотивам. Согласованность внутри группы - фактор вторичный, результат общего отталкивания. Это, так сказать, согласованность в несогласии.
Однако принадлежность к массе - признак чисто психологический, так что субъект не обязательно должен принадлежать к ней физически. Признак, выражающийся отсутствием ощущения себя особенным, отличным от остальных, и даже удовлетворением и счастьем от осознания себя таким же, как все. Понятие массы подразумевает не социальную принадлежность, но человеческий склад и образ жизни. Таким образом, массовое сознание поглощает и аристократические круги, и даже (!) научные.
Несомненно, самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение их по двум основным типам: на тех, кто строг и требователен к себе самому, кто берет на себя труд и долг, и тех, кто снисходителен к себе, доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить, кто плывет по течению.
И тут внезапно автор приводит сравнение, которое я тоже часто привожу в подобных разговорах: сравнение Хинаяны и Махаяны. Он говорит, что мы выбираем один из двух путей: путь с высокими требованиями или с минимальными. Я пребываю в полном восторге, когда книги приходятся как раз кстати к каким-то моим мыслям или актуальным событиям.
Деление на "избранное меньшинство" и "массы" не всегда соотносится с социальными классами: в каждом классе можно найти и тех, и тех. В наше время массовый тип преобладает даже в традиционно избранных группах.

<3 Масса, не переставая быть массой, захватывает место большинства, вытесняя его.
Равенство прав - благородная идея демократии - выродилась на практике в удовлетворение аппетитов и подсознательных вожделений.
У равноправия был один смысл - вырвать человеческие души из внутреннего рабства, внедрить в них собственное достоинство и независимость. И вот - цель достигнута. Массы приобрели все атрибуты, присущие психологии "господина".
В свою очередь данное явление имеет и положительную сторону: оно привело к росту среднего уровня жизни и жизненных возможностей. С развитием науки Вселенная расширилась, раздвинула свои горизонты. Заурядные люди получили возможность ежедневно приобщаться к достижениям человеческого интеллекта.

<3 Большая часть исторических эпох не считала свое время лучшим.

Люди чувствовали, что пульс их жизни неполон, и смотрели с почтением на прошлое, на "классические" эпохи, чья жизнь им казалась полнее, богаче, совершеннее и напряженнее, чем их собственная.
Однако были в истории и такие эпохи, которые чувствовали себя достигшими полного расцвета, подошли к достижению заветной цели. И люди верили, что человеческая жизнь, наконец, стала тем, к чему издавна стремились все поколения. Такие эпохи ощущают себя конечным результатом многих подготовительных этапов, возвышаются над предыдущими "низшими" по развитию цивилизациями. Однако претензия культуры на завершенность - заблуждение, навязчивая идея, свидетельствующая о сужении поля зрения.

<3  Обстоятельства и решение - вот два основных элемента, из которых слагается жизнь.
Наша жизнь есть выбор между предоставленными нам возможностями; выбор, на который влияют независящие от нас обстоятельства. Обстоятельства - это данность, то, что мы называем нашим миром, элемент фатальности.
Решения зависят от характера. Характера общества и преобладающих в нём людей. Если преобладает человек массы, то и решение выносит он.

<3 Основные психологические черты человека массы: безудержный рост жизненных вожделений и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.
Современный человек считает все блага цивилизации естественными, принадлежащими ему по праву, он не видит в них упорных усилий многих людей, ему не приходит в голову, что он обязан поддерживать и развивать эти блага, он лишь требует их.
Новый человек хочет иметь автомобиль и пользуется им, но так, словно он сам собой вырос на райском древе. В глубине души он не подозревает об искусственном, почти невероятном характере цивилизации; он восхищен аппаратами, машинами и абсолютно безразличен к принципам и законам, на которых они основаны.

<3 Мы - прежде всего то, что делает из нас окружающий мир.
В прошлом для среднего человека "жизнь" означала непрерывные трудности, опасности, нужду, ограничения, подчиненность; современный мир представляется среднему человеку как мир неограниченных возможностей, безопасности, полной независимости. Душу современного человека формирует это впечатление, основное и постоянное, тогда как прежде душу среднего человека формировало впечатление обратное.
Различие между человеком элиты и человеком массы состоит в том, что первый предъявляет к себе строгие требования, а второй всегда доволен собой, более того, восхищен [К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием]. Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. 
Жить в свое удовольствие - удел плебея; благородный стремится к порядку и закону. (с) Гете
Всеобщие права не требуют усилий и заслуг, их получают автоматически. Однако благородство есть результат усилий личности: стремления к совершенству, к движению, переходу "от сущего к должному". Жизнь для таких людей - вечное напряжение, непрерывная тренировка и, следовательно, аскеза.

 <3 Степень культуры измеряется степенью развития норм.
Идеи заурядного человека - не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре. Кто хочет иметь идеи, должен прежде всего стремиться к истине и усвоить правила игры, ею предписываемые. Не может быть речи об идеях и мнениях там, где нет общепризнанной высшей инстанции, которая бы ими ведала, нет системы норм, к которым можно было бы в споре апеллировать. Нет культуры там, где в решении споров игнорируются основные принципы разума.
<3 Современное государство - наглядный продукт цивилизации.
И современный человек гордится государством, он знает, что оно охраняет его жизнь, но упускает из виду, что оно есть творение рук человека, что оно создано определенными людьми и основывается на определенных ценностях: и то, и другое весьма нестабильно. Однако массовый человек видит в государстве безликую силу, и, поскольку сам себя ощущает безликим, считает его своим, всецело доверяет ему решение всех вопросов и конфликтов. И в этом состоит главная опасность: огосударствление жизни, экспансия власти ведут к поглощению государством всякой социальной самостоятельности.
Масса ошибочно отождествляет себя с государством. Всё, что есть между ними общего - это безликость.
Государство идентично массе лишь в том смысле, в каком Икс идентичен Игреку, поскольку никто из них не Зет.
В конце концов государство, высосав из общества все соки, выдохнется, и умрет самой мёртвой из смертей - ржавой смертью механизма.
[Кажется, я правильно сделала, что прочитала сначала "Третий путь" Муссолини, а потом уже эту книгу, иначе не прочувствовала бы всей полноты презрения к доктрине фашизма].

<3 Власть покоится не на силе.
Можно привести много примеров из истории на тему насильного захвата власти, который, так или иначе, рано или поздно терпит крах. Власть и правление держатся на общественном мнении. Сила общественного мнения есть основа динамики политической истории.
Но бывают такие общества, в которых общественного мнения не существует [внимание намёк]. Общество распадается на враждебные группировки, чьи мнения взаимно парализуют друг друга. И поскольку природа не терпит пустоты, общественное мнение заменяется насилием. Без мировоззрения общество утрачивает общий строй и органичность. Так зарождается хаос. [Драматическая тишина]

<3 Европейское общество утратило нравственность. Прежнюю массовый человек отверг не ради новой идеи, но ради того, чтобы, согласно своему жизненному укладу, не придерживаться никакой. Безнравственность нынче стала ширпотребом, и кто только не щеголяет ею.

И напоследок мой скромный вывод.

Человек массы глубоко уверен в лёгкости окружающего его бытия, он проникнут ощущением контроля над происходящим, и оттого доволен собой, своим моральным и интеллектуальным багажом. Самоуверенность и самодовольство приводят человека к тому, что он перестает признавать чей -либо авторитет, его больше не интересует ничье мнение, кроме того, он не терпит критики своего собственного. Таким образом, убеждённость в собственной завершенности приводит душу человека к замкнутости, ибо совершенствование и познание начинаются с осознания собственного несовершенства и сравнения себя с другими.
Уверенность же в лёгкости бытия приводит к лишению нравственной требовательности к себе; люди больше не чувствуют ответственности перед будущим, не поднимают на него свой взор.

P.S. К просветлению, к совершенствованию, дамы и господа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий