понедельник, 13 августа 2012 г.

Necessity of social utility.

Что значит жить для себя?

Означает ли это отказ от признания общечеловеческих нужд, нужд окружающих людей в пользу культа собственного желания? Равно ли это девизу "делать только то, что хочется"? Означает ли это равнодушие к тому, как твои действия отразятся на других?

Если жить для себя - значит стремиться к собственному счастью, просветлению, совершенству, то есть ли что-нибудь, что могло бы принести больше счастья, что могло бы более способствовать возвышению, чем осознание собственной полезности? Именно это осознание приносит смысл в нашу жизнь. Знать, что ты не понапрасну мудрел, копил знания и опыт - в этом и есть смысл. Невозможно достичь совершенства в рамках одной жизни, но, тем не менее к тому стремясь, можно по пути вкладывать свои усилия в общечеловеческий фонд: теперь уже очевидно, что это отнюдь не бессмысленно, ведь мы умнеем, и чем больше мы знаем об этом мире, чем глубже мы понимаем его, тем больше у нас шансов на безошибочность лучшую жизнь. Жизнь, которой нам хотелось бы для себя, ибо невозможно быть по-настоящему счастливым в мире, наполненном жестокостью, несправедливостью и страданием. Невозможно достичь совершенства в мире, который окружает тебя своею невежественностью.
Однако польза (неважно, сколько она весит в масштабе человечества), стремление и благие дела могут принести утешение (если вы, конечно же, так же безутешны).

Помню, когда мы проходили Хинаяну и Махаяну, разговор заходил о том, что ты можешь достичь собственного просветления и уйти в нирвану (или куда-то туда), а можешь, разведав тропу, вернуться и вести к просветлению других.

Каждый человек должен стремиться расти над собой и совершенствоваться, а так же добиваться этого от других (с)

А все эти россказни к вопросу о том, зачем я вообще пытаюсь писать литературные рецензии, делиться с людьми своими знаниями, зачем я хочу стать учителем и в чем всё-таки смысл жизни, если он есть.

4 комментария:

  1. В этом я вижу диалектику различных подходов к жизни в целом. Есть сугубо мистический вариант, при котором упор делается на самостоятельном движении человека (только сам может достичь), что лучше всего выражается в знаменитой формуле розенкрейцеров (идущей ещё со сфинкса и Гермеса) — Знать, сметь, хотеть, молчать.

    Ты же говоришь о втором пути — пути всеобщего просвещения. Но идти по этому пути чрезвычайно трудно. К тому же, кто знает, куда этот путь заведёт. Все ужасные вещи в истории человечества творились, если посмотреть на самое-самое начало, под вполне добрым "общечеловеческими" целями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я верю в свой здравый смысл, он не доведет меня до использования пыток в качестве метода воспитания :)
      Трудность здесь весьма расплывчатая: нет конкретной цели, значит, нет ограничений, в принципе.

      Кто знает, что потомки будут говорить о нас, гуманистах. Возможно, и мы будем казаться им бесчеловечными варварами.
      Но что же теперь, никуда не двигаться? Меня, в общем-то, не пугает, что кто-то может меня осудить, у меня благие цели, наполеоновские планы по спасению духовности и всё такое)

      Удалить
    2. Здравый смысл — вещь очень расплывчатая. Не скажу за гуманитарные предметы, но в технических после создания квантовой механики здравый смысл нервно курит в сторонке.

      А по поводу гуманизма очень хорошо было сказано в спектакле "День Радио": "Гуманизмом мальчики в детстве занимаются". Америка и Европа больны гуманизмом. В погоне за демократией и правами человека они разбомбили уже как минимум 4 страны. Из гуманистических побуждений, между прочим.

      Двигаться надо, но двигаться надо самой. Попытки "подтянуть" других могут закончиться плачевно.

      Удалить
    3. Может быть, ты и прав.
      Но у меня, наверное, совершенно особенный гуманизм в моём собственном мире на краю радуги :)

      Никто не знает, как могут закончиться эти попытки. Сложно втягивать или подтягивать людей против их воли, в общем-то, да я и не собираюсь этим заниматься. Однако оставить свою потребность в созидании и улучшении всего и всех вокруг я не готова, это означало бы отказаться от самой сути себя в пользу туманного мировоззрения с расплывчатыми ценностями, опять же непонятно к чему способного меня привести.

      А по поводу здравого смысла... Вообще довольно интересная тема. Как я считала, это целостность общепринятого, нормального по меркам современного общества. Но для меня, снова, это какой-то недостижимый, но всё же видимый и ощутимый идеал сознания (в меру рационального, в меру чувственного, в меру того, сего и пр.), и я по необъяснимой причине верю, что смогу на протяжении своей жизни придерживаться этой меры.
      Звучит расплывчато, я думаю, это ввиду возраста. Я ещё не успела как следует поразмыслить над этим)

      Удалить