четверг, 24 мая 2012 г.

Some Brodsky.

Наверное, я могу многое сказать о поэзии Бродского, и, уж конечно, не без длинного перечня одухотворенных прилагательных. Однако скажу о прозе. Неожиданно, не правда ли? Возможно, более сильная привязанность к немногочисленным кусочкам его прозаического творчества, нежели к приличному по объему поэтическому, вызвана отчасти тем, что проза, как ни печально мне в этом признаваться, воспринимается моим сознанием чуть менее, чем полностью, или насколько это вообще возможно в рамках моего разума; поэзии же оно (сознание) касается лишь поверхностно, более любуясь замысловатыми переплетениями фраз, оборотами, которые никогда не пришли бы мне на ум, наслаждаясь красотой звучания, ни с чем не сравнимым ощущением, будто стихи во время их прочтения расцветают в душе, нежели тем, что скрыто за этими переплетениями. Видимо, смыслом.
Отчетливо помню: его "Напутствие" коренным образом изменило мои взгляды на некоторые вещи. На вещи, мою позицию относительно которых не могли сместить ни воспитание, ни здравый смысл, ни многочисленные длинные разговоры из тех, в которых один всегда пытается деликатно переубедить другого.
Наверное, имеет смысл мне перечитывать это произведение почаще.
После, не менее отчетливо, "Нобелевская лекция" заставила меня задуматься над категорией (философской?), которой, как мне казалось, не существует в моей жизни. Она была о скуке.

Сегодня прочитала "Коллекционный экземпляр".
Выпишу несколько более или менее отвлеченных цитат.

  • Я, например, всегда считал шпионаж наиболее смрадным из всех видов человеческой деятельности -- наверное, прежде всего оттого, что рос я в стране, содействие интересам которой было для ее уроженцев немыслимо.
  • Добродетель, в конце концов -- вовсе не синоним способности к выживанию -- в отличие от двуличия.
  • Имеем ли мы право осуждать людей, которых больше нет, которые -- в проигрыше? Низость человеческого сердца и пошлость человеческого разума никогда не иссякают с кончиной их наиболее ярких выразителей.
  • Из массы доступных нам добродетелей терпение знаменито тем, что вознаграждается чаще прочих. Более того, терпение есть неотъемлемая часть всякой добродетели. Что есть добродетель без терпения? Просто хороший характер.
  • Чай, не Бейрут.
  • Если школа чему-нибудь и учит, то это к принадлежности к группе: к партии или к клубу, на худой конец; созданию ячейки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий