среда, 7 ноября 2012 г.

Richard Dawkins. The God Delusion.

Если  вам кажется, что вы
понимаете квантовую теорию...
то вы не понимаете квантовую теорию.
(с) Ричард Фейнман

Пролог.
За свой сознательный возраст я уже тысячу раз мысленно поблагодарила свою маму за то, что она для меня сделала, и ещё больше за то, чего она не сделала. Не знаю, что сыграло большую роль в моей судьбе: её сознательные убеждения или лень, теперь это не важно. Она никогда не пыталась внушить мне своё мировоззрение, не заставляла делать то, чего я не хочу. В некотором роде я - положительный результат теории свободного образования Руссо, просто не совсем такого, каким он его себе представлял, но в моём [современном] понимании, несомненно, свободного. В младенчестве меня не крестили, но я не была козлом отпущения для других детей. Насколько я помню, ни один из них не имел ни малейшего представления о том, зачем родители повесили на его шею символический серебряный крестик с мёртвым дядей. Нас тогда такие вещи совсем не интересовали. Нет, у меня была детская Библия с картинками, в детском саду мы с девочками наугад открывали странички, мол, кому что выпадет. Не помню, чтобы меня хоть раз удовлетворило увиденное. Распутные женщины, уродливые насекомые, кровища. Больше всего я морщилась, когда мне выпадало изображение тощего мужчины, прикованного к деревянному кресту и истекающего кровью. Это изображение не вызывало у меня ничего, кроме неприязни. Что уж говорить о содержании Библии. Дальше второй страницы мне никогда не удавалось прочесть: подозреваю, Бог наградил меня слепотой, мешающей мне узреть божественный свет в этом "сборнике еврейских сказок" (с).
Я не знала, кто такой Иисус, кто такие христиане и евреи, и меня совершенно не интересовало, что такое Бог. Признаюсь честно, кто такой Иисус я узнала только из университетского курса истории религии, настолько далека я была от подобных тем.
Исключая один случай, когда мама, видимо, в порыве раскаяния, заставила меня выучить "Во имя отца и сына и Святого Духа Аминь" [запятые не решусь расставлять, ещё сочтут богохульницей], в целом можно сказать, что я воспитывалась в атеистической среде. Никого  из моих близких не интересовал Бог, и я не уверена даже, что в моей деревне есть церковь. Впоследствии, в период подросткового отчаяния, у меня появлялись мысли обратиться к религии, но, по всей видимости, если с детства твой мозг не пичкали заблуждениями, они вряд ли смогут пробиться туда. Так я стала атеисткой, сама того не зная. И я согласна, что для неверия в Бога не нужно придумывать названий. Это просто отсутствие в миропонимании лишней категории. Какой смысл давать название тому, чего нет?
На основе собственного опыта я делаю вывод, что религиозность в наше время проистекает главным образом из воспитания, из среды, в которой оно протекает, из закладываемых с детства идей. Говоря "в наше время", я хочу подчеркнуть, что не могу достоверно утверждать, откуда появилась религия и зачем она понадобилась человечеству изначально, но абсолютно уверена, что сейчас в ней нет никакой необходимости.
А так же на правах наглядного экспериментального опровержения заявляю, что нет у человека никакой психологической потребности в боге, никакой ниши "под бога" в его сознании. У человека есть потребность в братстве, в общности, какую порой дает религия, но не в боге. Что касается такой функции религии как утешение, то, по моему мнению, религия такая же утешающая, как ложь.

Главная часть.
Я в восторге от того жизнерадостного настроения, с каким Докинз критикует религию и её обоснование. Там очень много тонкого, можно даже сказать деликатного сарказма, разбавляющего достаточно острую критику. Он приводит потрясающие сравнения, которые и веселят, и в то же время с присущей логичностью обличают несуразность религиозных тезисов. Но, как сказала Натали, порой создаётся впечатление, что он писал свои книги для людей с довольно узким кругозором в области научного знания, и причина этого не совсем ясна, потому что такие люди в целом довольно редко берут в руки подобные книги.
Меня утомляет это вечное противостояние науки и религии, напоминает кровавый боевик [место действия: Палестина]. Наука предлагает ворох разношерстных теорий, объясняющих происхождение жизни и эволюцию, монотеизм противопоставляет этому "лаконичную" концепцию единой сущности, создавшей, настроившей и управляющей Вселенной. Ни у той, ни у той стороны нет достаточных доказательств, и собственно вся пляска происходит на платформе обоснованности, вылепленной из розовых облаков. В конечном счёте все сводится к взаимной критике и опровержению выдвигаемых гипотез.
Конечно же, я очень симпатизирую науке, рациональному подходу к познанию, поиску истины и всему подобному, но если человек путем долгих размышлений [то есть ну правда чувак думал головой] о мире и его устройстве каким-то образом пришёл к Богу, а не к науке, то, может быть, в этом есть проявление Великой Бинарности. Ибо мир, в котором мы живем, один, но видим мы его совершенно по-разному, и обычно все расхождения во взглядах сводятся в двум противоборствующим лагерям.
Докинз пишет в начале своей книги, что надеется переубедить хоть какое-то количество верующих людей, но не учитывает, видимо, что подавляющее большинство из них, прочитав название "Иллюзия Бога", немедленно сочтут эту книгу богохульной и не станут читать ни за что на свете. Читать же ее станут в основном атеисты и агностики, ищущие подтверждение своих взглядов, либо особо нудные придиры, которых не удовлетворяет религиозное объяснение мироздания, и они пытаются найти Бога самостоятельно. Где бы он ни скрывался. В любом случае, думающие люди.
В целом, он не доказал, что Бога нет, потому что в масштабах таких абстрактных понятий очень сложно доказать, что чего-то нет. Это как доказывать, что нет в мире любви, доброты и справедливости. Я одно время пыталась этим заниматься.
Наверное, большинство людей после прочтения этой книги всё равно остается при своём мнении, просто оно становится более продуманным, они отвечают себе на вопросы, которых не ставили до этого, глубже понимают собственную позицию и, возможно, куда шире смотрят на мир.
В общем-то, мне всё равно, во что верит отдельно взятый индивид, насколько мне хватает сил, я стараюсь не осуждать людей за их взгляды и жизненную позицию, до определенной меры считаю толерантность к чужим заблуждениям своим манифестом. Единственное, против чего я выступаю однозначно - это против насилия на религиозной основе. Против насилия в любой его форме. Начиная принуждением верить в Бога и бояться воздаяния, навязыванием своей религии и её постулатов, гонениями на "неверующих", и заканчивая физическим насилием и массовым террором.


Цитаты:
Существуют странные вещи (такие, как Троица, пресуществление, боговоплощение), которые нам не полагается понимать. Лучше даже не пытаться, ибо попытка понять может привести к их разрушению. Называйте их таинством и научитесь удовольствоваться этим. (с) Глава пятая "Корни религии"
Библейское описание разрушения Иисусом Иерихона, как и вторжение в Землю обетованную в целом, с нравственной точки зрения ничем не отличается от нападения Гитлера на Польшу или истребления Саддамом Хусейном курдов и болотных арабов. Можно рассматривать Библию как увлекательное поэтическое художественное произведение, но я не стал бы давать ее маленьким детям в качестве образца для подражания. (с) Глава седьмая "Священная" книга и изменчивая мораль Zeitgeist"
Меня очень впечатлила глава про нравственность. Не то, чтобы я не знала, что Библия не является первоисточником нравственности, просто я никогда над этой категорией всерьез не задумывалась. В голове последние дни постоянно крутится Zeitgeist, я всё думаю и думаю; проще взять и прочитать что-нибудь про динамику морали в контексте человеческой эволюции.
Религия оскорбляет достоинство человека. Есть она или нет, добрые люди будут творить добро, а дурные - зло. А вот чтобы заставить доброго человека совершить зло - тут без религии не обойтись. (с) Стивен Вайнберг, американский физик
Правдиво же.
Чернь считает религию истиной, мудрец - ложью, правитель - полезным изобретением. (с) Сенека Младший
Религия - отличное средство, чтобы утихомиривать чернь. (с) Наполеон
Думаю, что, когда я умру, я сгнию, и ничего от моего "я" не останется. Я уже не молод и люблю жизнь. Но я бы счёл ниже своего достоинства трепетать от страха при мысли о смерти. Счастье не перестает быть счастьем оттого, что оно преходяще, а мысли и любовь не лишаются ценности из-за своей быстротечности. Многие люди держались с достоинством на эшафоте; такая гордость должна научить нас видеть истинное место человека в мире. Даже если ветер, ворвавшийся в распахнутые наукой окна, заставляет нас, привыкших к уютному теплу традиционных "облагораживающих" мифов, поначалу дрожать, в конце концов свежий воздух приносит бодрость и силу, а открывающиеся перед нами огромные пространства обладают собственным неповторимым великолепием. (с) "Во что я верю" Бертрана Рассела 

Комментариев нет:

Отправить комментарий