воскресенье, 2 сентября 2012 г.

The Prospects of Immortality. Robert Ettinger.

В детстве, потом в юности, а иногда и будучи взрослыми все люди мечтают о чём-нибудь недостижимом, далёком как звёзды. Я, с детства завороженная книжками жанра фэнтези, вплоть до окончания школы мечтала о бессмертии. Я тщательно обдумывала, что я стала бы делать (бессмертие, конечно, предполагает неограниченное время, но тогда мне не хотелось медлить, хотелось нестись сквозь время, сметая всё на своём пути). Я всегда страдала от осознания невыносимой краткости человеческой жизни, может быть, поэтому я дочитала эту книгу до конца.

У меня такое чувство, что я совершенно разучилась излагать свои мысли, отупела что ли. Тем не менее, напишу пару слов об этой книжке.
Поначалу продираешься сквозь страницы помпезных обещаний о прекрасном далеком будущем, полном счастья и высоких технологий, комфорта и бессмертия. Обещания эти идут одно за другим, без каких-либо подтверждений, оснований, фактов или хотя бы гипотез. Сложно представить себе вот так с ходу всё, что там написано. Лично мне с самого детства общество прививало мысль, что человек смертен.
Но потом начинается-таки изложение фактов: результаты разных исследований, открытия, теории. Рассказывается не только о проблемах заморозки вроде того, как заморозить тело, чтобы кристаллы льда не повредили клетки, как разогреть тело быстро и равномерно, чтобы избежать необратимых повреждений, как удалить из тела защитный агент, как избежать пагубного воздействия радиации на протяжении заморозки и т.п., но и о том, что ведутся исследования процессов старения, выращивания человеческих органов отдельно от организма и способности разных тканей и органов к регенерации.
Вообще, что только учёные не исследуют, как оказалось...

В главе про совместимость науки с религией говорилось о том, что чем длиннее жизнь человека, тем больше у него шансов на спасение. Душа хоть и создана по образу Божьему, но это несовершенный образ.
Будь у нас настоящая мотивация, широкий взгляд, поменьше эгоизма и побольше времени, сколько трудов могло бы быть закончено, сколько открытий сделано (как на индивидуальном уровне, так и общечеловеческом). Мечты, мечты.
Возможно, выбор стал бы для нас не таким тягостным. Например, выбор дела всей своей жизни. Я бы изучила все области науки, которые меня привлекают, не останавливаясь  на одной за неимением времени и второго шанса, не оглядываясь с грустью на другие.
И вообще здесь довольно интересное размышление о религии. Суть религии не конкретно в почитании Бога и подчинении себя ему, но в крайней потребности человека в преданности и братстве (и, конечно, в смысле). Это в некоторой степени обличает неисповедимый путь, каким я сама пришла к религии.
Сначала я думала, что устала ни во что не верить (особенно в людей и человеческие отношения), но потом осознала, что верю во многое, и верю искренне. Это на какое-то время отложило мой диалог с религией.
И лишь прочитав эту главу, я поняла, что, возможно, к религии меня привело одиночество. То душевное одиночество, которое начало опустошать меня с подросткового возраста. Одиночество, опять же, вызванное отчасти полным разочарованием в преданности одного человека  другому, и отсюда необходимости в преданности более высокой. Впрочем, эту тему я буду обдумывать ещё не один календарный цикл.
Ещё очень интересное размышление на тему расширения возможностей нашего мозга при помощи соединения его с машиной. Правда, знание стихотворений Бродского наизусть стало бы обыденной серостью.
И, в конце концов, возможно, однажды мы перестанем быть заложниками нашей наследственности, просто "коробочками для генов".

Очаровательная цитата из книги:

Человеческая жизнь всегда в значительной степени основывалась на фанатической лжи и самообмане, что стало следствием бесконечных усилий разрешить неразрешимое, примирить непримиримое и объяснить необъяснимое. Большинство из нас предпочитает притворство разочарованию.

3 комментария:

  1. Вера - это эскапизм из объективного мира фактов.
    К сожалению, большинство людей и так живут, наивно полагая, что они бессмертные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не всегда вера даёт какие-то спасительные иллюзии.
      Здесь не идёт разговора о людях, которые думают, что они бессмертные, а потом понимают, что состарились, здесь речь идет об объективных возможностях по-настоящему долгой жизни. Никакого эскапизма.

      Удалить
  2. Добро Пожаловать ко мне. Буду счастлива видеть у себя в качестве ПЧ)
    WatchMyBlogHere

    ОтветитьУдалить