среда, 7 июня 2017 г.

Last weekend of May

В последние майские выходные я аж два раза съездила в Токио: в субботу - на дизайнерскую выставку в Одайбе, а в воскресенье - на финальный матч сумо. Начну, пожалуй, в хронологическом порядке.

Desing Festa это довольно большое мероприятие, которое проходит дважды в год и позволяет многим японским дизайнерам, художникам и ремесленникам выставлять своё искусство, завязывать контакты с потенциальными покупателями и, конечно, продавать товары собственного производства: от открыток и бижутерии до футболок и картин.
Кстати, одна из забавных особенностей этого фестиваля, которая отличает его от всех остальных мероприятий в Японии, связанных с культурой и искусством, заключается в том, что на территории выставки нельзя носить косплей-костюмы. Организаторы фестиваля объясняют это тем, что Design Festa выступает представителем исключительно оригинального искусства, а не копирайта. Тем не менее, можно увидеть много японок, одетых в стиле лолиты или стим-панка.
На самой выставке мне больше всего понравился отдел live painting. Я впервые в жизни наблюдала, как художники рисуют свои картины на огромных холстах, и это весьма увлекательное зрелище. Я даже познакомилась с одной художницей, которая также живет в префектуре Ибараки, недалеко от Цукубы. Она пригласила меня на кофе. Когда-нибудь. Наверное.
У таких самостоятельных художников я, конечно же, купила море открыток (цена в основном варьируется от 100 до 150 йен). Они очень отличались от того, что можно найти в сувенирных магазинах: несмотря на использование узнаваемых японских мотивов, в этих открытках всё же чувствовалось индивидуальное видение художника. Такие открытки мне особенно дороги.


Ещё на выставке было довольно много стоек с украшениями. Сначала я подумала, что обязательно найду себе уникальные дизайнерские сережки, которые станут гордостью моей коллекции, но быстро поняла, что придется отказаться от этой идеи. Все бренды по концепции походили один на другой: типично японские ультра-няшно-милашные сережки с пухом или тонной блёсток, либо изделия из натуральных камней и классические сережки в виде жемчужин. В этом плане Design Festa оказалась для меня полным разочарованием. Да и в целом, не могу сказать, что увидела там что-то совершенное инновационное и креативное (за исключением, пожалуй, художников). Скорее, там просто собрались люди, которые производят своими силами и малым тиражом.
В отдельном зале был установлен подиум, на котором выступали японские группы и проводились показы мод, но эта часть выставки показалась мне плохо организованной и очень скучной, так что я быстро оттуда ушла. Мне бы никогда не пришла в голову идея объединить ларьки с уличной едой и подиум для показов: смотришь на японок в их странных костюмах, а в воздухе витает аромат жаренного мяса. Хотя и к таким диссонансам привыкаешь с опытом проживания в этой стране.
Кстати, как я уже писала в своем инстаграме (правда, на немецком), к выставочному центру Tokyo Big Sight в Одайбе ведет очень живописная железная дорога Yurikamome. Поезд управляется автоматически, а вместо кабины машиниста - сидения прямо перед огромным лобовым стеклом. Это как сидеть спереди на американских горках: самые захватывающие виды - ваши. Поездку на этой линии можно считать отдельным аттракционом, особенно интересным для любителей покадровой съемки (time-lapse). У меня в какой-то момент затекли руки держать телефон, и я залезла пальцем в объектив, так что видео получилось довольно короткое, но всё равно крутое.


В воскресенье я снова двинула в Токио, чтобы посмотреть на финальные состязания сумо в компании калифорнийских студентов. У нас были самые отдаленные от ринга места, и один билет стоил 3420 йен (где-то две тысячи рублей). Соревнования проходили с самого утра, но зал заполнился только после обеда, когда пришло время финальных поединков.

До того дня я практически ничего не знала о сумо, но сейчас попытаюсь собрать воедино свои впечатления. Один матч в среднем длится всего несколько секунд, ведь для победы нужно лишь вытолкнуть соперника за пределы круга или заставить его коснуться земли любой частью тела. Однако, вокруг самой схватки выстроена целая цепочка ритуалов, уходящих корнями в синтоизм; они-то и придают происходящему торжественности. Перед поединком борцы протирают лицо влажным полотенцем и бросают на ринг щепотку соли. Потом они встают лицом к лицу, высоко поднимают ногу и с грохотом ставят её на землю. Эти действия символизируют очищение от злых духов и дурных мыслей. Также противники совершают различные телодвижения, с которых начинается психологическая борьба: топают, бьют себя ладошками по груди и бокам, долго смотрят друг другу в глаза.
Поединок начинается в тот момент, когда как восточный, так и западный борцы касаются кулаками ринга. По моим личным наблюдениям, часто побеждает тот, кто первым идет в атаку и за считанные секунды выталкивает противника за пределы круга, но это скорее тенденция. Например, другой борец может просто отступить в сторону и дать нападающему упасть, что уже считается проигрышем. А иногда борцам удается неожиданно изменить исход схватки, удержавшись на краю ринга и отбросив соперника на противоположную сторону. Особенно интересно наблюдать, как один огромный дяденька в стингах поднимает за талию другого огромного дяденьку в стрингах. Пару раз я пыталась посмотреть на эту картину вне контекста, и очень смеялась в душе. Всё-таки японцы - забавный народ.
В самом конце турнира выступали борцы из высшей лиги, и в их боях было гораздо больше элементов шоу. Последний поединок был самым увлекательным и длинным, до конца не было ясно, кто победит, но в итоге победа досталась ёкодзуне (наивысший ранг в сумо) монгольского происхождения Хакухо Сё. Он выиграл все 15 поединков и получил огромную охапку налички от спонсоров, а также кучу разных кубков и подарков от делегаций из разных стран.

Кстати, в этом турнире участвовал только один ёкодзуна японского происхождения, но он выбыл из-за травмы, и мы не смогли на него посмотреть. Многие японцы поддерживали его и были расстроены тем, что он не смог участвовать в финале.
В общем, теперь я понимаю, почему именно сумо считается национальным видом спорта в Японии. Мне очень понравилось, и я обязательно сходила бы ещё раз. А тем из моих читателей, кто размышляет, пойти или нет, я советую не пожалеть денег на билет и обязательно сходить. Оно того стоит!






Я очень уважаю японцев за то, что они не только бережно относятся к своим традициям, но и интегрируют их в современную реальность. Такие фестивали как Гион в Киото, Ава-одори на острове Сикоку или Юки-мацури в Саппоро привлекают как японских, так и иностранных туристов. Каждый месяц где-то в Японии происходит что-нибудь примечательное, и такие события активно рекламируются: в общественных местах, поездах и автобусах висят плакаты, приглашающие японцев посетить разные уголки родной страны и получше узнать собственную культуру. Я считаю, что это отличный способ замотивировать японцев больше путешествовать внутри страны и тем самым поддержать локальные традиции и фестивали, уберегая их от исчезновения.
Конечно, недостатком такой культурной рекламы являются толпы туристов, заполняющие те или иные места в Японии, в зависимости от времени года. Тем не менее, японский календарь всегда полон разных событий, каждые выходные есть куда выбраться и на что посмотреть. Кроме того, показательным для успеха такой политики (Япония также активно рекламируется вовне) является тот факт, что количество иностранных туристов в Японии выросло c 13 миллионов до 24 за последние два года, а 2017ый год побил все рекорды уже в первом полугодии. По-моему, другим странам есть чему поучиться на японском опыте.
Я постараюсь составить список мероприятий и фестивалей, которые я уже успела или еще хочу посетить, но это будет лишь верхушка айсберга. В Японии у меня впервые возникло ощущение, что существует такое огромное количество вещей, которые мне хочется увидеть и попробовать, что у меня никогда не возникнет вопроса, чем заняться на каникулах, выходных или в праздники.
И за этот опыт спасибо тебе, любимая Япония.

P.S. All the sumo photos are taken and edited by Erin Vasquez.

Комментариев нет:

Отправить комментарий