Я не помню, когда в последний раз занимала себя подобного рода книгами. Теперь я ещё пытаюсь вспомнить, занимала ли я себя когда-либо подобного рода книгами.
Я вообще-то не очень люблю разжевывать стилистическую составляющую литературных произведений, то бишь, форму. Это, безусловно, важно, это влияет на восприятие, на впечатления, на послевкусие, но, наверное, анализировать исполнение у меня получается ещё хреновее, чем анализировать содержание. Кажется, это второе в моей жизни произведение в эпистолярном жанре после "Мартовских ид" Торнтона Уайлдера, и, несмотря на принадлежность одному жанру, сравнивать эти произведения я никак не решусь.
В этой книге - вся суть емэйл-переписки. Это уже не полноценные письма, и вроде бы ещё не смс-ки в WhatsApp (из которых, однако, время от времени тоже возникает желание составить книгу). Мне не хватало в этой книге глубины, откровенности, вдумчивости, меня не покидало чувство, что герои непрестанно обсуждают нечто пустое, несуществующее, хоть мне и пришлась по душе иронично-забавная манера, в которую это было облечено.
Что меня слегка огорчило, так это то, что эта книга такая по-человечески человеческая. Черта, присущая многим книгам, черта, которая меня во всех подобных книгах нервирует. Эта выпяченная человеческая незавершенность, угловатость, неогранённость - как угодно. Это слишком жизненно, не драматично, а скорее жалко, не литературно, не патетично, не эстетично, никак. Этот страх открыться друг другу, быть откровенным и открытым, как океан: они боятся потерять друг друга, разочаровав своей несовершенностью, и теряют друг друга, потому что эта патологическая боязнь не позволила им друг друга узнать. Мы боимся сделать шаг навстречу, и однажды внезапно понимаем, что всё пропустили. Потенциальные эмоции, чувства и впечатления, которые так и остались невоплощёнными.
Но эта книга напомнила мне о том, что вся наша жизнь наполнена лёгкой иронией, что все мы немного смешные и забавные со своими странностями. Она, возможно, вернула мне способность реагировать, помогла осознать, что я стала воспринимать людей и свои отношения с ними непосредственно, то есть: не анализируя, не складывая мнения, не осуждая и не высмеивая, не восхищаясь и не разочаровываясь, никак. И тут ко мне стало возвращаться моё природное (как я думала) шутливо-ироничное отношение к человечности в себе и в других. Может быть, даже немного саркастичное. Может быть, даже не немного.
В общем, в каком-то плане это не особо выдающееся произведение, но оно оставило после себя ощущение лёгкости, что-то поменяло и что-то привнесло (в том числе, практику чтения немецких текстов). Скажем, я не помню, чтобы во мне хоть что-то осталось после "Над пропастью во ржи", хотя, говорят, выдающееся произведение.
Что меня очень вдохновило, это "влюбленность в буквы" - когда нет никакой внешности, никакой плоти, никакого тела, ограниченного в пространстве и времени, только чистый разум и чистая личность. "Писать - это как целовать, только без губ. Писать - это как целовать, только умом" (цитата приблизительная). Я действительно нахожу это настоящей любовью. Чистой влюбленностью в личность, свободной от болезненного обладания. И я действительно высокого мнения о возможностях написанного. О возможностях книг, писем и просто написанных букв выражать эмоции, чувства и мысли. Наверное, потому что это искусство самовыражения дается мне лучше всех остальных (включая мимику и словесное изъяснение).
Что меня немного удивило, так это отсутствие какой-либо философской составляющей. Никаких абстрактных размышлений, никакой жизненной философии, никакой задумчивости. Вся книга целиком состоит из эмоций и беспредметной словесной конфронтации. Но эмоции прописаны чётко, они понятны, их можно разделить, их можно прочувствовать, ибо многие произведения вызывают чаще всего смущение и недопонимание расплывчатостью и неясностью описанных эмоций. И всё же на одних эмоциях книгу не вывести. Что-то должно неявно просвечивать за словами, какая-то "внутренность".
Что меня восхитило, так это концовка. Она именно такая, какой должна была быть. Хорошая концовка многого стоит.
Что меня восхитило, так это концовка. Она именно такая, какой должна была быть. Хорошая концовка многого стоит.
P.S. Из меня действительно хреновый литературный критик. Хотя это, в общем-то, никакая и не рецензия.
P.P.S. Иначе и не скажешь, "выместила на своём блоге нечленораздельный поток впечатлений". Мой предыдущий литературный отзыв был почти год назад. Неужели я целый год ничего не читала?..
P.P.S. Иначе и не скажешь, "выместила на своём блоге нечленораздельный поток впечатлений". Мой предыдущий литературный отзыв был почти год назад. Неужели я целый год ничего не читала?..
что за книга?
ОтветитьУдалитьНазвания у меня обычно в заглавии стоят. "Gut gegen Nordwind" или "Лучшее средство против северного ветра".
Удалить