понедельник, 10 сентября 2012 г.

Breton. Manifesto of Surrealism.

Андре Бретон - основатель и идеолог сюрреализма. "Манифест сюрреализма" он начинает со сравнения реальности и сна. Сон, по его мнению, не менее важная и интересная часть жизни, чем реальность. Не успела я вспомнить очерк "О сновидениях" Фрейда, как оказалось, что именно его исследованиями вдохновлялся Бретон в попытках анализа собственных сновидений. Так же Бретон в самом начале говорит о том, что свобода - единственное, что его вдохновляет, что она поддерживает древний людской фанатизм, что мы недостаточно злоупотребляем ею. Он призывает снять ограничения с воображения. Галлюцинации и иллюзии, по его мнению, являются источниками удовольствия, которыми отнюдь не следует пренебрегать. Он рассказывает историю о том, как добился озарения путём голодания. В целом использование алкоголя, наркотиков, гипноза и голода с целью достичь глубин подсознания вполне характерно для сюрреализма. Сюрреализм отнюдь не стремится бежать от действительности, а, наоборот, завоевать область воображения и присоединить её к жизни, - говорит Мишель Лейрис.
Бретон предполагает, что мысль обладает самостоятельной силой и не нуждается в правках разума, что когда она выходит за границы рациональности, то обретает истинную эстетику и гениальность (он и его друг Филипп Супо провели эксперимент по созданию "автоматического" текста - "Магнитные поля", в результате которого выявили в обоих вариантах схожие композиционные недостатки и, вместе с тем,  "впечатление необыкновенного воодушевления, глубокую эмоциональность, изобилие образов столь высокого качества, что мы не смогли бы получить ни одного, подобного им, даже в результате долгой и упорной работы").
Главные понятия сюрреализма изначально стали реализовываться в поэзии: автоматизм, сцепление свободных ассоциаций, главенство подсознательного, прежде всего сновидений, аллюзии.

Сюрреализм - чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить или устно, или письменно, или другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений (с) Бретон.
Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грёз, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни (с) Энциклопедия философских терминов.

Я рассказываю хорошо известную историю, перечитываю знаменитую поэму: вот я стою, прислонившись к стене, уши у меня зеленеют, а губы превратились в пепел (с) Поль Элюар.


Пещерный медведь и его приятельница выпь, слоеный пирожок и слуга его рожок. Великий Канцлер со своей канцлершей, пугало-огородное и птичка-зимородная, лабораторная пробирка и дочь ее подтирка, коновал и брат его карнавал, дворник со своим моноклем, Миссисипи со своей собачкой, коралл со своим горшочком. Чудо со своим господом Богом должны удалиться с поверхности моря (с) Макс Мориз.

Зато мы, люди, не занимающиеся никакой фильтрацией, ставшие глухими приемниками множества звуков, доносящихся до нас, словно эхо, люди, превратившиеся в скромные регистрирующие аппараты, отнюдь не завороженные теми линиями, которые они вычерчивают, – мы служим, быть может, гораздо более благородному делу. Вот почему мы совершенно честно возвращаем назад «талант», которым вы нас ссудили (с) Андре Бретон.


Все школьницы разом

Часто ты вонзая в землю каблук говоришь как если бы
На кусте раскрывался цветок дикого
Шиповника кажется целиком слитого из росы
Говоришь Все море и все небо ради одной
Детской счастливой сказки в стране пляски а лучше ради
Одного объятья в тамбуре поезда
Летящего в тартарары сквозь пальбу на мосту а еще лучше
Ради одной бешеной фразы из уст
Глядящего на тебя в упор
Окровавленного человека чье имя
В отдалении перелетает с дерева
На дерево то появляясь то исчезая среди
Нескончаемых снежных птиц
Одной фразы где же всё где
И когда ты так говоришь все море и все небо
Рассыпаются брызгами словно
Стайка девочек по двору интерната
С очень строгими правилами поведенья
После диктанта в котором они быть может
Вместо "вещее сердце"
Написали "вещи и сердце"

Уж лучше жизнь

Уж лучше жизнь чем плоские эти призмы кричащие краски
Чем эти смутные времена и жуткие эти машины 
в которых бьется холодный пламень
Чем перезрелый камень
Уж лучше сердце — опасная бритва
Чем бормочущий пруд
Чем растекающийся по воздуху и по земле белый туман
Чем брачный благовест 
который окрутит меня со вселенской суетой —
Уж лучше жизнь

Уж лучше жизнь с путаницей простыней
С рубцами побегов
Уж лучше жизнь уж лучше круглый витраж над могилой моей
Жизнь и рядом другой человек просто рядом другой человек
Чтобы звучало ТЫ ЗДЕСЬ и в ответ раздавалось ТЫ ЗДЕСЬ
Увы меня здесь в сущности нет
Но все же пускай мы и смерть превратим в игру —
Уж лучше жизнь

Уж лучше жизнь уж лучше жизнь достопочтенное Детство
Лента которую из кармана тянет факир
Похожая на рельсу по которой куда-то пятится мир
Даже если солнце — просто обломок затонувшего корабля
Все равно оно похоже на женское тело
И мыслишь провожая взглядом всю траекторию
Или просто закрыв глаза на таинственную грозу
что зовется твоею рукой —
Уж лучше жизнь

Уж лучше жизнь с ее залами ожидания
Где знаешь что все равно тебя не допустят внутрь
Уж лучше жизнь чем эти хоромы для омовений
Где тебя окрутят под видом услуги и неги
Уж лучше жизнь бесприютная длинная
Чтобы книги запирались на самых надежных полках
Чтобы там было лучше легче вольнее —
Уж лучше жизнь

Уж лучше жизнь презрительная подоплека
Этой разительной красоты
Как противоядие совершенству которое так желанно и так жестоко
Жизнь это девственные листы подорожной
Городишко навроде Понт-а-Муссона
И поскольку сказалось все раз навсегда —

Уж лучше жизнь

И как лаконичное завершение:
Я вижу их груди и это звезды
Качающиеся на волнах
Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее молоко

2 комментария: