понедельник, 13 августа 2012 г.

Jack London. Or whatever.

Я всегда была упрямо уверена, что человек ничуть не изменился за время своего исторического существования. Природа его, по сути своей оставаясь неизменной, может менять лишь форму, подстраиваясь под климат, культуру, социальное положение. Грех всегда был грехом, лишь проявляясь по-разному. Чрезвычайная изменчивость форм - вот что заставляет нас думать, что и душе свойственна диалектичность.
Вот что думала я, наблюдая, как из года в год матери неправильно воспитывают своих детей, намертво приколачивая их души к земле (здесь я ассоциирую это слово со всем низменным и приземленным), как ссорятся супруги, каждый раз по одной и той же причине, неспособные учиться не то, что на чужих ошибках, но даже и на своих. Вот о чем я думала, наблюдая неоправданную жестокость, наблюдая ненависть, необдуманную, не подвергнутую ни малейшему анализу, подсознательную, животную.
Вот о чем думала я, ненавидя в себе свою порочность, пока отчаяние не привело меня к смирению.
Всё, чему научило нас время, отразилось лишь на форме. То есть - технологический прогресс, колесо, иммунитет, деградация челюсти. ДНК игнорирует душу.

Но кто-то говорит, что есть Карма.
Что душа никогда не умирает, она лишь меняет свою материальную оболочку, словно переливаясь из одного сосуда в другой, когда первый трескается и уже не может верно служить ей. Переливаясь в новый сосуд, она сохраняет опыт, полученный в прежних. Она эволюционирует (может быть, генетики однажды докажут это, и йогу перестанут считать порождением сатаны). Однако, что, в таком случае, есть эволюция, если вместе с опытом мы, словно чуму, переносим пороки от одной жизни к другой?

"Смирительная рубашка" и рассказы, которые я прочитала у Лондона, пропитаны мотивом невыносимой, насильной неволи, физического страдания, телесных мучений; и вот однажды дух перестает замечать эти страдания, он возвышается над ними (сейчас мы бы сказали, что он смотрит на них философски), преисполняется иронией к своей судьбе.
Не раз вспомнила в процессе чтения слова своего преподавателя по литературе: "Человек возвышается через страдания".

Все эти мрачные произведения напомнили мне о моих бесконечных, мучительных размышлениях о нелепости жизни, об отсутствии в ней всякого  замысла, о потрясающей человеческой глупости и эгоистичности, вырубающей на корню идею справедливости.

Цитата.

Иногда я думаю, что история человека - это история его любви к женщине. Все эти воспоминания о моем прошлом, которые я сейчас записываю, сводятся к воспоминаниям о моей любви к женщине. Всегда, в десяти тысячах жизней и изменений, я любил её; люблю её и сейчас. Мой сон насыщен ею; моё просыпающееся воображение, от чего бы оно не отталкивалось, всегда приводит меня к ней. Нельзя убежать от неё, от этого вечного, прекрасного, всегда лучезарного лика женщины.

P.S. Когда я эволюционирую до того, что смогу излагать свои мысли связно?

Комментариев нет:

Отправить комментарий