воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Grandpa.

С дедушкой связаны самые теплые воспоминания моего детства.
Я благодарна маме за то, что она оцифровала старые видео, на которых дедушка заботливо держит крошечную меня на руках, и сквозь рябь я отчетливо вижу, что он счастлив. Он улыбается и играет со мной. Дорогие сердцу кадры.
Он ужасно умилялся, когда у меня были кудряшки. Специально ради этого радостного блеска в глазах мама заплетала мне множество косичек, на следующий день расплетала, и я неслась со всех ног показать это чудо деду, и я была счастлива просто от того, что смогла доставить ему радость. Он поставил меня на лыжи [в прямом смысле этого слова: завез на вершину, поставил и уехал]. Когда я начала делать первые успехи, он поддерживал мою мотивацию, не спеша спускаясь вниз и давая мне себя обогнать. То же самое он проделывал с шахматами, что, впрочем, никак не отразилось на моём стратегическом тугодумии. Он поставил меня на коньки. Не помню, откуда он взял те прелестные белые фигурные коньки, но они вмиг оказались затянутыми на моих ногах, а мои ноги еле держащимися на льду. По какой-то причине дедушка считал технику "поставить-посередине-и-пусть-сама-как-хочет-так-и-едет" самой эффективной. Видимо, для меня эта техника не подходила, потому что на коньки я до сих пор смотрю с опаской. Но спасибо ему за старание.
Летом мы с ним шли на огород, он вручал мне ведерко и отправлял собирать малину. Это дело я очень любила, а когда подросла, включала плеер и практически медитировала, продираясь сквозь колючие кусты малины по узкому проходу. Правда, от вида белых червячков внутри малинок у меня до сих пор шок и остолбенение. Иногда мы вместе ездили собирать грибы. Мне не доставляло удовольствие заглядывание под каждый кустик, но было приятно просто шататься по лесу с любимым дедом, и про себя я молилась, чтобы мы не нашли грибов и просто гуляли.
Ещё мы с дедом смотрели бокс. То есть, он смотрел, а я рисовала. Но мы всё равно были вместе.
Он дал мне много тепла и любви, и до сих пор моё сердце замирает, когда  он отвечает на мой звонок своим радостным "Люлюшка, привет!", или когда я захочу в дом, и он расторопно спешит из кухни поскорее обнять меня.
С самого раннего возраста я знала, что у меня самый прекрасный дед на свете, самый добрый и любящий. Когда бы я ни пришла, он кормил меня до отвала супчиком, колбасой, плюшками, рулетами, и поил вкуснейшим на свете чаем с малиновым вареньем. А к зиме запасал огромный мешок кедрового ореха. Орешки, малиновое варение и зима - счастливый отпечаток детства в моей памяти.

вторник, 13 ноября 2012 г.

From "Mythologies". Roland Barthes.

Пена даже может быть знаком некоей духовности, ведь дух, как считается, способен извлечь всё из ничего, развернуть бескрайнюю поверхность следствий из ничтожного объема причин (совсем иной, успокоительной психоаналитикой отличаются кремы). Главное - скрыть абразивную функцию моющего средства под сладостным образом глубокого и одновременно воздушного вещества, способного выправлять молекулярную структуру ткани, не вторгаясь в нее. (с) глава "Пеномоющие средства".

Люблю свою профессию и всё с ней связанное.

пятница, 9 ноября 2012 г.

Hello winter.

Посидели на снегу на холме, поели пирожков с яблоками, запивая йогуртом со злаками. Потом за мандарины выменяли у детей санки, немного прокатились со свистом. Правда, мы оказались слишком большими для этих санок. Зато проронили в детях зерно капитализма.

четверг, 8 ноября 2012 г.

Cognitive dissonance.

Если человек внешне уродлив, или, по крайней мере, весьма неприятен, если его лицо отталкивает, а мимика вызывает только отвращение, и к тому же этот человек мерзавец, наглухо больной псих, асоциальный придурок, из уст которого льются только гнилые речи, порочащие незамутненное сознание окружающих, то ни у кого не возникает никаких сомнений в его истинной сущности. Но если человек красив, приятен взгляду, если у него милая улыбка и добрые глаза, если вся его внешность откликается в душе приятными ощущениями, а мысли его заняты расчленением тел, и, как только он открывает рот, оттуда внезапно начинают выпадать куски разлагающейся крысы, опарыши и прочая чистая, прямая правда [намекаю на себя], в сознании тут же возникает когнитивный диссонанс, затем на миг полная потеря жизненных ориентиров, затем сомнения, и лишь затем полное разочарование. Впрочем, как бонус возможно прозрение. Крайне редко, как любой бонус.
А что я хотела сказать?
Наверное, что мы всё ещё не так далеко ушли по эволюционной лестнице, чтобы перестать нуждаться в визуализации внутреннего содержания, и вообще не так далеко, как нам хотелось бы думать.

Quest.

Имею намерение прочитать за две недели. Можно сказать, это мой спор с самой собой ^_^ Не зря же я тащила их на собственному горбу из университетской библиотеки.

среда, 7 ноября 2012 г.

Richard Dawkins. The God Delusion.

Если  вам кажется, что вы
понимаете квантовую теорию...
то вы не понимаете квантовую теорию.
(с) Ричард Фейнман

Пролог.
За свой сознательный возраст я уже тысячу раз мысленно поблагодарила свою маму за то, что она для меня сделала, и ещё больше за то, чего она не сделала. Не знаю, что сыграло большую роль в моей судьбе: её сознательные убеждения или лень, теперь это не важно. Она никогда не пыталась внушить мне своё мировоззрение, не заставляла делать то, чего я не хочу. В некотором роде я - положительный результат теории свободного образования Руссо, просто не совсем такого, каким он его себе представлял, но в моём [современном] понимании, несомненно, свободного. В младенчестве меня не крестили, но я не была козлом отпущения для других детей. Насколько я помню, ни один из них не имел ни малейшего представления о том, зачем родители повесили на его шею символический серебряный крестик с мёртвым дядей. Нас тогда такие вещи совсем не интересовали. Нет, у меня была детская Библия с картинками, в детском саду мы с девочками наугад открывали странички, мол, кому что выпадет. Не помню, чтобы меня хоть раз удовлетворило увиденное. Распутные женщины, уродливые насекомые, кровища. Больше всего я морщилась, когда мне выпадало изображение тощего мужчины, прикованного к деревянному кресту и истекающего кровью. Это изображение не вызывало у меня ничего, кроме неприязни. Что уж говорить о содержании Библии. Дальше второй страницы мне никогда не удавалось прочесть: подозреваю, Бог наградил меня слепотой, мешающей мне узреть божественный свет в этом "сборнике еврейских сказок" (с).
Я не знала, кто такой Иисус, кто такие христиане и евреи, и меня совершенно не интересовало, что такое Бог. Признаюсь честно, кто такой Иисус я узнала только из университетского курса истории религии, настолько далека я была от подобных тем.
Исключая один случай, когда мама, видимо, в порыве раскаяния, заставила меня выучить "Во имя отца и сына и Святого Духа Аминь" [запятые не решусь расставлять, ещё сочтут богохульницей], в целом можно сказать, что я воспитывалась в атеистической среде. Никого  из моих близких не интересовал Бог, и я не уверена даже, что в моей деревне есть церковь. Впоследствии, в период подросткового отчаяния, у меня появлялись мысли обратиться к религии, но, по всей видимости, если с детства твой мозг не пичкали заблуждениями, они вряд ли смогут пробиться туда. Так я стала атеисткой, сама того не зная. И я согласна, что для неверия в Бога не нужно придумывать названий. Это просто отсутствие в миропонимании лишней категории. Какой смысл давать название тому, чего нет?
На основе собственного опыта я делаю вывод, что религиозность в наше время проистекает главным образом из воспитания, из среды, в которой оно протекает, из закладываемых с детства идей. Говоря "в наше время", я хочу подчеркнуть, что не могу достоверно утверждать, откуда появилась религия и зачем она понадобилась человечеству изначально, но абсолютно уверена, что сейчас в ней нет никакой необходимости.
А так же на правах наглядного экспериментального опровержения заявляю, что нет у человека никакой психологической потребности в боге, никакой ниши "под бога" в его сознании. У человека есть потребность в братстве, в общности, какую порой дает религия, но не в боге. Что касается такой функции религии как утешение, то, по моему мнению, религия такая же утешающая, как ложь.

Главная часть.
Я в восторге от того жизнерадостного настроения, с каким Докинз критикует религию и её обоснование. Там очень много тонкого, можно даже сказать деликатного сарказма, разбавляющего достаточно острую критику. Он приводит потрясающие сравнения, которые и веселят, и в то же время с присущей логичностью обличают несуразность религиозных тезисов. Но, как сказала Натали, порой создаётся впечатление, что он писал свои книги для людей с довольно узким кругозором в области научного знания, и причина этого не совсем ясна, потому что такие люди в целом довольно редко берут в руки подобные книги.
Меня утомляет это вечное противостояние науки и религии, напоминает кровавый боевик [место действия: Палестина]. Наука предлагает ворох разношерстных теорий, объясняющих происхождение жизни и эволюцию, монотеизм противопоставляет этому "лаконичную" концепцию единой сущности, создавшей, настроившей и управляющей Вселенной. Ни у той, ни у той стороны нет достаточных доказательств, и собственно вся пляска происходит на платформе обоснованности, вылепленной из розовых облаков. В конечном счёте все сводится к взаимной критике и опровержению выдвигаемых гипотез.
Конечно же, я очень симпатизирую науке, рациональному подходу к познанию, поиску истины и всему подобному, но если человек путем долгих размышлений [то есть ну правда чувак думал головой] о мире и его устройстве каким-то образом пришёл к Богу, а не к науке, то, может быть, в этом есть проявление Великой Бинарности. Ибо мир, в котором мы живем, один, но видим мы его совершенно по-разному, и обычно все расхождения во взглядах сводятся в двум противоборствующим лагерям.
Докинз пишет в начале своей книги, что надеется переубедить хоть какое-то количество верующих людей, но не учитывает, видимо, что подавляющее большинство из них, прочитав название "Иллюзия Бога", немедленно сочтут эту книгу богохульной и не станут читать ни за что на свете. Читать же ее станут в основном атеисты и агностики, ищущие подтверждение своих взглядов, либо особо нудные придиры, которых не удовлетворяет религиозное объяснение мироздания, и они пытаются найти Бога самостоятельно. Где бы он ни скрывался. В любом случае, думающие люди.
В целом, он не доказал, что Бога нет, потому что в масштабах таких абстрактных понятий очень сложно доказать, что чего-то нет. Это как доказывать, что нет в мире любви, доброты и справедливости. Я одно время пыталась этим заниматься.
Наверное, большинство людей после прочтения этой книги всё равно остается при своём мнении, просто оно становится более продуманным, они отвечают себе на вопросы, которых не ставили до этого, глубже понимают собственную позицию и, возможно, куда шире смотрят на мир.
В общем-то, мне всё равно, во что верит отдельно взятый индивид, насколько мне хватает сил, я стараюсь не осуждать людей за их взгляды и жизненную позицию, до определенной меры считаю толерантность к чужим заблуждениям своим манифестом. Единственное, против чего я выступаю однозначно - это против насилия на религиозной основе. Против насилия в любой его форме. Начиная принуждением верить в Бога и бояться воздаяния, навязыванием своей религии и её постулатов, гонениями на "неверующих", и заканчивая физическим насилием и массовым террором.


Цитаты:
Существуют странные вещи (такие, как Троица, пресуществление, боговоплощение), которые нам не полагается понимать. Лучше даже не пытаться, ибо попытка понять может привести к их разрушению. Называйте их таинством и научитесь удовольствоваться этим. (с) Глава пятая "Корни религии"
Библейское описание разрушения Иисусом Иерихона, как и вторжение в Землю обетованную в целом, с нравственной точки зрения ничем не отличается от нападения Гитлера на Польшу или истребления Саддамом Хусейном курдов и болотных арабов. Можно рассматривать Библию как увлекательное поэтическое художественное произведение, но я не стал бы давать ее маленьким детям в качестве образца для подражания. (с) Глава седьмая "Священная" книга и изменчивая мораль Zeitgeist"
Меня очень впечатлила глава про нравственность. Не то, чтобы я не знала, что Библия не является первоисточником нравственности, просто я никогда над этой категорией всерьез не задумывалась. В голове последние дни постоянно крутится Zeitgeist, я всё думаю и думаю; проще взять и прочитать что-нибудь про динамику морали в контексте человеческой эволюции.
Религия оскорбляет достоинство человека. Есть она или нет, добрые люди будут творить добро, а дурные - зло. А вот чтобы заставить доброго человека совершить зло - тут без религии не обойтись. (с) Стивен Вайнберг, американский физик
Правдиво же.
Чернь считает религию истиной, мудрец - ложью, правитель - полезным изобретением. (с) Сенека Младший
Религия - отличное средство, чтобы утихомиривать чернь. (с) Наполеон
Думаю, что, когда я умру, я сгнию, и ничего от моего "я" не останется. Я уже не молод и люблю жизнь. Но я бы счёл ниже своего достоинства трепетать от страха при мысли о смерти. Счастье не перестает быть счастьем оттого, что оно преходяще, а мысли и любовь не лишаются ценности из-за своей быстротечности. Многие люди держались с достоинством на эшафоте; такая гордость должна научить нас видеть истинное место человека в мире. Даже если ветер, ворвавшийся в распахнутые наукой окна, заставляет нас, привыкших к уютному теплу традиционных "облагораживающих" мифов, поначалу дрожать, в конце концов свежий воздух приносит бодрость и силу, а открывающиеся перед нами огромные пространства обладают собственным неповторимым великолепием. (с) "Во что я верю" Бертрана Рассела 

Winter is coming.

Надеюсь, она уже пришла, и больше никаких луж во всю дорогу и грязи повсюду. Печаль в том, что как только в Сибири стало очень холодно, в магазинах появились классные ажурные колготки. И вообще всё намекает на то, что надо жить там, где в ноябре ещё нет даже намёка на снег. В Африке, например. Правда, с ажурными колготками тут снова будет провал. 
Регулярно ловлю себя на размышлениях о том, что взять с собой, а что раздать, продать или выбросить. Когда у тебя нет дома и постоянного места жительства вообще, приходит понимание того, что на самом деле важно, а что второстепенно. Я бы точно забрала с собой конспекты по Древнему Востоку и Античности, все свои платья-свитера [без них ни шагу], туфли, томики по истории искусства и архитектуры, стратегически важные блокноты и технику. Все остальное - сжечь.
Я бы вовсе не отказалась сейчас начать новую жизнь. С этой у меня не очень-то всё сложилось. Бросила бы всё. Это меня радует. Хоть в чем-то я соответствую выраженному в стихотворении If представлению Киплинга о человеке.

суббота, 3 ноября 2012 г.

Good morning.

Всё-таки утро - самое замечательное время суток. Даже если проспала, опаздываю, впереди тяжелый день или накануне вечером произошло что-то неприятное. Даже если я простывшая. Просто утро - это новое начало. Время вдохновения. Люблю утро. Пока заваривался чай, сделала пару фотографий. Я так счастлива, что мой фотоаппарат работает, поэтому мне просто хочется снимать снимать снимать.
По мне, так вешалка куда удобнее,
чем шкаф. Все вещи на виду. Гораздо
легче определиться, что надеть.
Фрукты на завтрак - самое приятное
начало дня. Яркое и вкусное.

пятница, 2 ноября 2012 г.

In the shadow.

Запечатление дня рождения Александра в момент диффузии табачного дыма из лёгких Кита в воздух бара. Не стоило мне тогда объяснять ему, почему на Земле есть жизнь.