среда, 2 июля 2014 г.

What makes you happy?

Вчера мы со знакомым рассматривали в кёльнской фотогалерее фотографии различных мест и обсуждали, кто бы где хотел оказаться. Он выбрал фотографию гамака на фоне бассейна, пальм и стойки с коктейлями. Я выбрала фотографию, на которой изображены остроконечные заснеженные скалы в облакам, и укутанные путешественники, чей след теряется где-то по другую сторону гор.
Для меня эта ситуация, можно сказать, наглядно характеризует два состояния, которые легко можно перепутать: удовольствие и удовлетворение. Сходные мысли на эту тему я вчера прочитала одновременно в двух книгах: в "Новой позитивной психологии" и в "Самоликвидирующейся Германии".
Удовольствие - это то, что мы часто получаем без особых усилий, и то, что заканчивается в тот же момент, в который исчезает его источник или стимулятор. Потягивать коктейль на пляже, подставив пятки солнцу - это приятно, так же, как съесть мороженого или сочный гамбургер, купить новое платье или сходить в кино. Удовольствие вызывает позитивные эмоции, однако оставляет невостребованными наши достоинства, таланты, добродетели и творческий потенциал, что позволяет провести разделительную черту между счастливым человеком и человеком, ведущим приятную жизнь. Удовольствия лишь имитируют удовлетворение. На самом же деле они опустошают и часто ведут к депрессиям.
С другой стороны, пройти пешком шестьсот километров через испанские Пиренеи с рюкзаком за спиной, проехать на велосипеде марафон вдоль Рейна, подняться на заснеженную вершину - это нечто другое. Это упоение, духовное наслаждение, удовлетворение - как угодно, это то, что позволяет нам открывать неизведанные глубины собственного разума и наполняет нас до краёв. Или вот когда ты выходишь с тренировки, измученный, но установивший новый рекорд. Никакие шоколадные печеньки не сравнятся с радостью преодоления собственных барьеров.
Ещё один тип удовлетворения - это увлеченная деятельность.
Например, когда я читаю книгу или учу язык, я не замечаю, как пролетают часы, меня не захлёстывают эмоции, я порой настолько погружаюсь в самообразование, что не замечаю, как солнце заходит за крыши домов. И эти плодотворные часы наполняют меня просто искрящимся счастьем. Мне кажется, у меня даже пульс учащается от осознания, что я что-то новое узнала, продвинулась в изучении чего-либо, расширила горизонт.
Саррацин, к примеру, пишет, что безработные люди, которые располагают достаточным количеством средств, чтобы вести достойный образ жизни, часто несчастны именно потому, что длительное отсутствие работы или осознанной деятельности не только препятствует реализации навыков и способностей индивида, но и изолирует его как личность. Нет приносящей удовлетворение осознанной деятельности - нет дисциплины, нет целеустремлённости, нет осознания своего места в мире, есть только пустота и растерянность.

P.S. Из всего ассортимента той фотогалереи на стену я бы всё же повесила ту голую кричащую женщину. Просто потому что в той фотографии была какая-то взрывная жизнь, движение, украшенное черно-белой цветовой гаммой и правильной композицией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий